Описание курса "Современные технологии управления обращения с отходами"
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ
Название курса |
Современные технологии управления обращения с отходами |
Название раздела курса (в случае необходимости) |
|
Ожидаемая квалификация преподавателя |
Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ экологии, техноэкологии, знания основ физики, химии, геологии, экологического права, экономики природопользования, особенностей транспортной деятельности и дорожного строительства. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования. |
Преподаватель |
Учреждение образования |
Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф. Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., |
Национальный транспортный университет |
Определение дефицита |
|
|
Занимаемое место в системе повышения квалификации |
Уровень курса |
Тип курса |
Дает возможность изучить проблему образования отходов и их влияния на окружающую среду, формировать понимание методов управления обращения с отходами для сохранения качества окружающей среды |
специальный |
дистанционный |
Целевая группа |
Продолжительность |
Язык(и) |
Учителя общеобразовательных школ |
32 час (2 кредита) |
украинский |
Условия |
|
Условия: |
Другие требования (в случае необходимости) |
Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line. |
Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету. |
Зачетные единицы |
Общее количество часов |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа (ч) |
|
32 |
24 |
8 |
Актуальность для ЕкоБРУ** |
Общее экологическое образование: Образование отходов, их виды и классификация. Влияние отходов на состояние экосистемы и здоровье человека. Управление отходами – международный опыт, законодательная база в Украине, организация системы обращения с отходами. Рециклинг отходов. Отходы как ресурсы. |
Цели всего курса |
|||
Получение специальных знаний внедрения эффективных управленческих решений для снижения антропогенного влияния отходов производства и потребления на окружающую среду. На основе методико-дидактических компетенций получить практические навыки выбора методов и технологий управления обращения с отходами. Формировать умения и навыки, необходимые для повышения культуры управления отходами на основе популяризации современных технологий обращения с отходами. |
|||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
Специальные знания |
Выделять ключевые понятия проблемы образования отходов |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Различать методы и способы управления обращения с отходами |
|||
Владеть понятийно-категориальным аппаратом проблемы образования отходов |
|||
Методико-дидактические компетенции |
Уметь анализировать процессы антропогенного влияния образования отходов производства и потребления на окружающую среду |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Уметь описать методы и способы управления обращения с отходами |
|||
Осознать специфику и роль культуры населения в вопросах обращения с отходами |
|||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Приобрести навыки использования отходов как вторичных ресурсов и источника альтернативной энергии |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Закрепить умения обращения с отходами |
|||
Разработать рекомендации внедрения современных энергоэффективных технологий на основе управления обращения с отходами |
Цель раздела курса 1 |
|||||
Анализ современного состояния проблемы образования отходов. Определение факторов образования отходов производства и потребления и их влияния на окружающую среду. |
|||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
||
Специальные знания |
Владеть информацией о современном состоянии проблемы образования и их влияния на окружающую среду. |
Лекции |
Тестовые задания; |
||
Выделять факторы образования отходов производства и потребления. |
|||||
Методико-дидактические компетенции |
Осуществлять работу с нормативно-правовыми документами в области управления отходами. |
Лекции |
Тестовые задания; |
||
Уметь объяснять состояние проблемы образования отходов и их влияние на окружающую среду |
|||||
Разрабатывать методологические схемы обращения с отходами для снижения уровня загрязнения окружающей среды |
|||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Формировать способность к сбору и анализу экологической информации в вопросах образования отходов и методах их утилизации. |
Лекции |
Тестовые задания; |
||
Формирование системного интегрированного подхода к решению экологических проблем в контексте взаимоотношения природы и общества |
|||||
Показывать роль культуры населения в вопросах управления обращения с отходами как фактор стабилизации экологического состояния планеты |
|||||
|
|||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
|||
лекции |
Практические работы |
||||
Отходы производства и потребления |
1 |
- |
1 |
||
Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов |
1 |
1 |
|
||
Международное законодательство для управления отходами |
1 |
- |
1 |
||
Международный опыт управления системами обращения с отходами |
1 |
1 |
|
Цель раздела 2 курса |
||||||
Изучение особенностей обращения с отходами на Украине. Получение знаний технологий обращения с отходами |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Разрабатывать стратегии управления обращением с отходами на основе международного опыта. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Сравнивать различные методы обращения с отходами. |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать методы утилизации и переработки отходов. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Применять инновационные подходы к организации обращения с отходами и повышения экологической сознательности населения |
||||||
Формирование принципов управления обращения с отходами. |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Определять взаимосвязь между организацией системы управления отходами и уровнем культуры населения в вопросах обращения с отходами. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Разрабатывать и развивать собственные стратегии обращения с отходами. |
||||||
Использовать опыт стран Эвропы в вопросах утилизации отходов |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Нормативно-правовая база обращения с отходами в Украине |
2 |
- |
1 |
|||
Организационная структура государственной, региональной и местной системы управления обращения с отходами. Программы и проекты обращения с отходами |
2 |
1 |
1 |
|||
Технологии сбора, накопления, хранения и первичной обработки отходов. Особенности обращения с отходами как вторичных ресурсов и альтернативного источника энергии. |
2 |
1 |
1 |
Цель раздела 3 курса |
||||||
Изучение эколого-экономической системы для управления обращения с отходами. Формировать умения и навыки, необходимые для повышения культуры управления отходами на основе популяризации современных технологий обращения с отходами. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Определять возможности использования отходов как вторичных ресурсов и источника альтернативной энергии. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Формировать экологические и экономические критерии выбора перевозчика отходов к местам их утилизации или захоронения. |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Разбираться в нормативных методиках расчета и применять их на практике. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Разрабатывать экологически эффективный и экономически выгодный маршрут перевозки отходов. |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Уметь эффективно использовать информацию для просветительской работы среди населения для уменьшения отходов в местах их создания и накопления. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Решать комплексные социально-экологические проблемы размещения и утилизации отходов |
||||||
Разрабатывать собственные сценарии организации обращения с отходами для повышения их энергоэффективности |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Логистика управления обращением с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Управление коммуникациями в системе управления ТБО |
2 |
|
1 |
|||
Сохранения ресурсов и энергии при рециклинге и утилизации отходов в Региональных программах обращения с ТБО |
2 |
1 |
1 |
|||
Эколого-экономическое обоснование выбора перевозчика ТБО и маршрута транспортирования их в места утилизации. |
2 |
1 |
1 |
Формы контроля и оценки знаний |
|||
Форма контроля |
Процентное соотношение |
Сроки проведения |
Критерии оценки |
Письменный опрос / защита практических работ |
20/20 |
В конце темы |
Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами |
Промежуточное тестирование |
40 |
В конце раздела |
Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами |
Итоговое тестирование |
20 |
В конце курса |
Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера |
Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену) |
Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%. |
Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса |
Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации |
Организационные указания |
Место проведения: Национальный транспортный университет |
Литература и учебные материалы |
||||
Автор |
Год издания |
Название |
Кол-во страниц |
Место издания, изда-тельство или интернет-ссылка |
Основная литература |
||||
Шаніна Т.П., |
2012 |
Управління та поводження з відходами: Підручник |
270 с. |
Одеса |
В.О. Хрутьба |
2013 |
Основи управління проектами і програмами поводження з відходами в транспортно-дорожньому комплексі. Монографія |
192 c. |
К.: НТУ |
В.О.Хрутьба, В.П.Матейчик |
2013 |
Формування екологічної культури населення в проектах і програмах поводження з відходами. Конспект лекцій |
52 с. |
К.: НТУ |
Дополнительная литература |
||||
В.П. Матейчик, М. Смешек, В.О. Хрутьба |
2011 |
Застосування логістичних підходів в системі поводження з відходами автотранспортного підприємства |
|
Управління проектами, системний аналіз і логістика / К. : НТУ –– вип. 8. |
А.П. Гетьман та ін. |
2012 |
Правове регулювання екологічної безпеки в Україні: навчальний посібник |
|
Xарьков |
|
2004 |
Національна стратегія поводження з твердими побутовими відходами в Україні. Звіт про існуючу ситуацію в секторі та стратегічні питання |
220 с. |
Датське екологічне співробітництво з країнами Східної Європи (БАКСЕЕ) Міністерство навколишнього середовища, Данія Державний комітет України з питань житлово-комунального господарства |
/, - . -