Описание курса "Экологические проблемы современности и пути их решения"
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ

 

Название курса

Экологические проблемы современности и пути их решения

Название раздела курса (в случае необходимости)

  1. Глобальные социально-экологические проблемы современности
  2. Пути решения региональных экологических проблем Украины
  3. Особенности решения локальных экологических проблем

 

Ожидаемая квалификация преподавателя

Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ экологии, техноэкологии, знания основ физики, химии, геологии, экологического права, экономики природопользования, особенностей транспортной деятельности и дорожного строительства. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования.

Преподаватель

Учреждение образования

Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф.

Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А.,  Вайганг А.А., Горидько Н.М.

Национальный транспортный университет

Определение дефицита

 

Занимаемое место в системе повышения квалификации

Уровень курса

Тип курса

Дает возможность более глубоко изучить экологические проблемы современности,  формировать понимание путей снижения техногенного влияния для сохранения качества окружающей среды

специальный

дистанционный

Целевая группа

Продолжительность

Язык(и)

Учителя общеобразовательных школ

32 час (2 кредита)

украинский

Условия

Условия:

Другие требования (в случае необходимости)

Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line.

Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету.

Зачетные единицы
(1 ед.=30 ч)

Общее количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная работа (ч)

 

32

24

8

Актуальность для ЭкоБРУ**

Общее экологическое образование: Экосистемы в техногенной среде, изменение качества окружающей среды при развитии отдельных видов хозяйственной деятельности. 
Специальное профессионально-научное образование: Определение степени влияния конкретных видов производства на состояние окружающей среды. Поиск путей снижения такого влияния. Сохранение экосистем и их защита в условиях активизации промышленного производства.
Конкретная связь с профессиональной деятельностью: Формирование у школьников понимания, что любая хозяйственная деятельность имеет существенное влияние на окружающую среду.     

 

Цели всего курса

Получение специальных знаний способствующих распознавать взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. С учетом методико-дидактических компетенций осуществлять диагностирование проблем охраны природы и разработку практических рекомендаций по охране природы по обеспечению устойчивого развития. Осмысление и оценка предполагаемых наукой основных путей решения глобальных процессов как всемирно-исторической ответственности человечества.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Обновить знания о рациональном использовании природных ресурсов и экологическом равновесии окружающей среды

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовый контроль
Письменный опрос
Эссе
Опорный конспект

Понимание экологических проблем охраны природы и

Формирование взаимосвязей рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды

Методико-дидактические компетенции

Уметь объяснять особенности возникновения экологических проблем

Лекции
Практические занятия в виде реализации учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовый контроль
Письменный опрос
Открытое анкетирование
Научно-исследовательский проект

Иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение окружающей среды

Уметь диагностировать экологические проблемы и разрабатывать пути их решения

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Обозначать основные задачи и подходы к оценке воздействия деятельности человека на окружающую среду

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовый контроль, письменный опрос
Представление выбранного метода
Бизнес-проект

Приобрести навыки определения и решения экологических проблем

Разработка собственных практических рекомендаций по охране природы по обеспечению устойчивого развития

Цель раздела курса 1
Глобальные социально-экологические проблемы современности

Определение глобальных социально-экологических проблем современности и их влияния на окружающую среду

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Распределять экологические проблемы современности по категориям

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Создание глоссария;
Отчет;
Решение задач.

Понимать уровень воздействия деятельности человека на окружающую среду

Методико-дидактические компетенции

Генерировать способность к аналитической обработке и интерпретации информации из разных источников о глобальных социально-экологических и эколого-экономических проблемах

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Презентация;
Решение ситуационных задач.

Систематизировать основные причины нарушения экологического баланса

Уметь охарактеризовать принципы обеспечения охраны окружающей среды для устойчивого развития общества

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Структурировать последствия современных глобальных социально-экологических и эколого-экономических проблем

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Отчет;
Кейс-задания.

Выработать устойчивую ориентацию и готовность в своей практической деятельности руководствоваться принципами и нормами экологической безопасности

Разработка программ и сценариев обеспечивающих устойчивое развитие общества и влияющих на уровень энергосбережения

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Характеристика проблемы увеличения численности населения на Земле, влияние парникового эффекта, озоновых дыр, кислотных дождей, увеличение количества отходов, уровня шумового загрязнения.

2

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Международные договора, директивы, конвенции (Киотский протокол, Монреальский протокол, Базельская конвенция и др.) по регулированию глобальных экологических проблем.

2

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Цель раздела 2 курса
Пути решения региональных экологических проблем Украины 

Изучение современного состояния окружающей среды в Украине. Формирование путей и способов решения региональных экологических проблем в Украине.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Объяснять особенности глобальных социально-экологических проблем и определять ключевые события, способствующие устойчивому развитию общества

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Контрольно-обучающий семинар;
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Опорный конспект;
Решение задач.

Понимать проблемы современного состояния окружающей среды в Украине

Знать факторы образования региональных экологических проблем для их эффективного решения

Методико-дидактические компетенции

Систематизировать факторы влияния на окружающую среду и анализировать пути решения экологических проблем различного уровня

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Групповые технологии
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Формировать пути и способы решения региональных экологических проблем в Украине

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Разрабатывать собственные концепции по улучшению состояния окружающей среды в процессе жизнедеятельности людей

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Сюжетно-ролевая игра
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Бизнес-проект;
Портфолио (проект, презентация, доклад).

Развивать экологические компетенции для проведения экологической оценки региональных проблем

Разрабатывать комплекс решений региональных экологических проблем использую современные информационные технологии

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Современное состояние окружающей среды в Украине и ее регионах

2

 

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Уменьшение запасов полезных ископаемых, изменение структуры земельных ресурсов, загрязнение тяжелыми металлами, пестицидами и другими веществами, уменьшение запасов и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение воздуха и изменение его состава, сокращение разнообразия растительного и животного мира.

2

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Пути и способы решения региональных экологических проблем в Украине.

2

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Цель раздела 3 курса
Особенности решения локальных экологических проблем

Изучение проблем увеличения количества промышленных и бытовых отходов и последствий их влияния на окружающую среду

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Демонстрировать знания методов и способов решения экологических проблем современности и использовать их для стабилизации экологического состояния окружающей среды

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Дискуссия
Групповые технологии
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Создание опорного конспекта;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Осознавать проблему промышленных и бытовых отходов и их последствий

Использовать профессиональные компетенции при решении локальных экологических проблем

Методико-дидактические компетенции

Оценивать технологии и методы эффективного энергосбережения как инструмента обеспечения устойчивого развития

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Проблемный семинар
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Классифицировать причинно-следственные связи локальных экологических проблем

Уметь оценивать проблему увеличения количества промышленных и бытовых отходов

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Применять знания, умения и навыки из разных дисциплин фундаментального блока в специальных дисциплинах, и далее в профессиональной области

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Групповые технологии
Мозговой штурм
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Письменное анкетирование
Создание глоссария;
Научно-исследовательский проект;
Решение ситуационных задач.

Развивать экологические компетенции для решения локальных экологических проблем

Разрабатывать собственные программы и алгоритмы решения локальных экологических проблем

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Проблема увеличения количества промышленных и бытовых отходов, последствия влияния отходов на окружающую среду.

2

 

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Особенности организации обращения с промышленными и бытовыми отходами.

2

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Нормативно-правовые, организационные, технические и финансовые методы решения проблемы; технологии использования отходов как источника альтернативной энергии и вторичных сырьевых ресурсов.

2

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Формы контроля и оценки знаний

Форма контроля

Процентное соотношение

Сроки проведения

Критерии оценки

Письменный опрос / защита практических работ

20/20

В конце темы

Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами

Промежуточное тестирование

40

В конце раздела

Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами

Итоговое тестирование

20

В конце курса

Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера

Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену)

Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%.

Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса

Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации

Организационные указания

Место проведения: Национальный транспортный университет
Рекомендуемое количество участников:  до 20 

Литература и учебные материалы

Автор

Год издания

Название

Кол-во страниц

Место издания, изда-тельство или интернет-ссылка

Основная литература

В. Г. Бардов, В. І. Федоренко, Е. М. Білецька та ін.); за ред. В. Г. Бардова, В. І. Федоренко

2013

Основи екології: підручник для студентів вищих навчальних закладів

424 с.

Вінниця: Нова Книга

В.М. Шмандій, М.О. Клименко, Ю.С. Голік, А.М. Прищепа, В.С. Бахарєв, О.В. Харламова

2013

Екологічна безпека. Підручник

366 с.

Херсон: Олді-плюс

Н. В. Максименко, В. В. Задніпровський, Р. О. Квартенко

2011

Організація управління в екологічній діяльності: [підручник для студентів екологічних спеціальностей вищих навчальних закладів]

282 с.

вид. 3-тє, перероб. і доп. – Х. : ХНУ імені В. Н. Каразіна

Дополнительная литература

Д.П. Іванюк, І.В. Шульга

2007

Управління природоохоронною діяльністю: Навч. посібник

368 с.

К. :Алерта

В.О. Хрутьба, Л.Г. Горяна, Ю.С. Хрутьба

2007

Екологічна освіта і виховання учнівської молоді в іграх та тренінгах

111 с.

К.: ПП "ППНС"

Білявський, Р. С. Фурдуй, І. Ю. Костіков

2005

Основи екології: Підручник

408 с.

408 с.