Описание курса
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ
Название курса |
Система экологического менеджмента предприятия |
Название раздела курса (в случае необходимости) |
|
Ожидаемая квалификация преподавателя |
Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания экологического менеджмента, экологического права, экономики природопользования, особенностей транспортной деятельности и дорожного строительства. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования. |
Преподаватель |
Учреждение образования |
Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф. Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., |
Национальный транспортный университет |
Определение дефицита |
|
|
Занимаемое место в системе повышения квалификации |
Уровень курса |
Тип курса |
Дает возможность освоить конкретный инструмент, позволяющий, на основе оценки влияния техногенной системы на окружающую среду, формировать механизм сохранения и постоянного улучшения качества окружающей среды |
специальный |
дистанционный |
Целевая группа |
Продолжительность |
Язык(и) |
Преподаватели техникумов и колледжей (для транспортно-дорожной отрасли) |
32 час (2 кредита) |
украинский |
Условия |
|
Условия: |
Другие требования (в случае необходимости) |
Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line. |
Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету. |
Зачетные единицы |
Общее количество часов |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа (ч) |
|
32 |
24 |
8 |
Актуальность для ЭкоБРУ** |
Общее экологическое образование: Определение степени влияния конкретных видов производства на состояние окружающей среды. Поиск путей снижения такого влияния. Управление природоохранной деятельностью. Защита окружающей среды при активизации хозяйственно-экономической деятельности предприятий. Стандарты экологического менеджмента ISO 14000. Экологический менеджмент и экологический аудит. |
Цели всего курса |
|||
Получение специальных знаний внедрения эффективных управленческих решений для снижения антропогенного влияния транспортного предприятия на окружающую среду. На основе методико-дидактических компетенций получить практические навыки разработки документации системы экологического менеджмента. Формировать умения и навыки, необходимые для адаптации транспортного предприятия к современным требованиям экологического законодательства, развивать способность принимать экологически ответственные решения |
|||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
Специальные знания |
Определять экологические проблемы предприятия |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Осуществлять анализ основных экологических аспектов хозяйственной деятельности предприятия |
|||
Разрабатывать стратегию снижения влияния предприятия на окружающую среду |
|||
Методико-дидактические компетенции |
Осуществлять выбор методов анализа экологических проблем предприятия, в том числе нормативно-правовых и финансово-экономических методов |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Разрабатывать необходимую документацию системы экологического менеджмента |
|||
Выбор методов экономического анализа экологической деятельности предприятия |
|||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Характеризовать влияние предприятия на окружающую среду |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Применять методы управления для снижения техногенного влияния предприятия на экосистему |
|||
Разрабатывать технические, организационные и экономические предложения для решения экологических проблем предприятия |
Цель раздела курса 1 |
||||||
Идентификация экологических проблем предприятия, анализ предпосылок разработки системы экологического менеджмента предприятия. Характеризовать законодательную и нормативно-правовую базу, которая обеспечивает внедрение системы экологического менеджмента предприятия. Проводить анализ соответствия предприятия требованиям экологического законодательства. Проводить первичный экологический анализ хозяйственной деятельности предприятия |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Определять основные экологические проблемы, связанные с деятельностью транспортного предприятия. Распределить по категориям нормативно-правовые документы природоохранного законодательства Украины |
Изучение литературных источников |
Перечень основных экологических проблем предприятия |
|||
Оценивать предпосылки внедрения систем экологического менеджмента на предприятии |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Определять особенности международных стандартов экологического менеджмента серии ISO 14000 |
Изучение стандартов экологического менеджмента серии ISO 14000 |
Тестовый контроль, письменный опрос |
|||
Осуществлять идентификацию законодательных и нормативно-правовых требований предприятия |
||||||
Проводить первичный экологический анализ деятельности предприятия |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Определять взаимосвязи между деятельностью предприятия и его влиянием на окружающую среду |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Характеризовать и оценивать влияние предприятия на окружающую среду. |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Анализ предпосылок внедрения систем экологического менеджмента |
1 |
|
1 |
|||
Международные стандарты экологического менеджмента серии ISO 14000 |
1 |
1 |
1 |
|||
Нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента предприятия |
2 |
1 |
Работа с печатными и электронными изданиями |
Цель раздела 2 курса |
||||||
Формирование экологически дружественной стратегии развития предприятия, разработка экологической политики и программы экологического менеджмента предприятия. Различать основные виды документации системы экологического менеджмента предприятия, разрабатывать конкретные виды документов. Руководство системой, отдельных процедур и оценок |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Проводить анализ основных экологических аспектов хозяйственной деятельности предприятия. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Классифицировать виды документации системы экологического менеджмента |
||||||
Формировать навыки работы по составлению Руководства системою и отдельных процедур |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Определять существенные экологические аспекты деятельности транспортного предприятия. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Отображать экологические компетенции как ключевые для формирования системы экологического менеджмента |
||||||
Уметь анализировать документы отдельных процедур системы экологического менеджмента на предприятии |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Применять методы управления для уменьшения влияния деятельности транспортного предприятия на экосистему. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Решать комплексные социально-экологические задачи при реализации системы экологического менеджмента на предприятии |
||||||
Разрабатывать и развивать собственные процедуры системы экологического менеджмента для повышения энергоэффективности предприятия |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Проведение предварительного экологического анализа деятельности предприятия |
2 |
1 |
1 |
|||
Оценка существенных экологических аспектов, определение соответствия деятельности предприятия экологическому законодательству |
2 |
2 |
1 |
|||
Экологическая политика предприятия, программа, цели и задания системы экологического менеджмента |
4 |
1 |
1 |
Цель раздела 3 курса |
||||||
Представлять процедуру проведения сертификации системы экологического менеджмента, определять несоответствия элементов системы, проводить внутренний экологический аудит. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Разрабатывать стратегию снижения влияния предприятия на окружающую среду. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Обновить знания по процедуре проведения аудита и сертификации |
||||||
Знание этапов проведения внутреннего экологического аудита |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Разработать Руководство системы экологического менеджмента, необходимые процедуры и формы. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Выбирать и применять методы экономического анализа экологической деятельности предприятия. |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Разрабатывать технические, организационные и экономические мероприятия для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы, уменьшения количества отходов. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Разработать стратегию энергосбережения транспортного предприятия для повышения энергоэффективности технологических процессов и перехода на альтернативные источники топлива. |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Экологический аудит деятельности предприятия |
1 |
1 |
1 |
|||
Оценка результатов экологического аудита |
2 |
|
1 |
|||
Сертификация системы экологического менеджмента предприятия |
1 |
1 |
1 |
Формы контроля и оценки знаний |
|||
Форма контроля |
Процентное соотношение |
Сроки проведения |
Критерии оценки |
Письменный опрос / защита практических работ |
20/20 |
В конце темы |
Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами |
Промежуточное тестирование |
40 |
В конце раздела |
Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами |
Итоговое тестирование |
20 |
В конце курса |
Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера |
Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену) |
Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%. |
Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса |
Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации |
Организационные указания |
Место проведения: Национальный транспортный университет |
Литература и учебные материалы |
||||
Автор |
Год издания |
Название |
Кол-во страниц |
Место издания, издательство или интернет-ссылка |
Основная литература |
||||
Дмитриченко М.Ф., Дмитрієв М.М., Матейчик В.П. та ін.; за ред. М.Ф. Дмитриченка |
2010 |
Екологічний менеджмент |
224 с. |
К. : НТУ |
ДСТУ ISO 14001-2006. Системи управління навколишнім середовищем. Склад та опис елементів і настанови щодо їх застосування. |
2006 |
Державний стандарт України |
|
|
Грищенко А.В., Зинич В.О., Кіссопоулос Д., Клименко О.М., Кузін С.О., Максименко Н.В., та ін |
2012 |
Управління екологічною діяльністю. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів |
336 с. |
Харків: ХНУ ім. В.Н. Каразіна |
Дополнительная литература |
||||
За ред. В.Ф. Семенова, О.Л. Михайлюк |
2006 |
Екологічний менеджмент: Навчальний посібник |
366 с. |
К. : Знання |
А. Л. Бобровський |
2009 |
Екологічний менеджмент: підручник |
586 с. |
586 с. |