Описание курса
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ

Название курса

Экологический мониторинг транспортных систем

Название раздела курса (в случае необходимости)

  1. Мониторинг как система наблюдений, оценки и прогноза за состоянием окружающей среды
  2. Особенности организации мониторинга транспортных систем
  3. Информационные системы и технологии мониторинга загрязнения окружающей среды объектами транспортно-дорожного комплекса

 

Ожидаемая квалификация преподавателя

Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ экологии, техноэкологии, основ математики, информатики, экономики природопользования, экологического права, нормирования. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования.

Преподаватель

Учреждение образования

Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф.

Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., 
Вайганг А.А., Горидько Н.М.

Национальный транспортный университет

Определение дефицита

 

Занимаемое место в системе повышения квалификации

Уровень курса

Тип курса

Дает возможность осуществлять анализ состояния окружающей среды, определение степени влияния объектов на окружающую среду, приобретение практических навыков работы с современными компьютерными системами и  технологиями мониторинга окружающей среды, получение новых знаний построения математических моделей и алгоритмов для решения задач мониторинга в экологической сфере.

специальный

дистанционный

Целевая группа

Продолжительность

Язык(и)

Преподаватели техникумов и колледжей (для транспортно-дорожной отрасли)

32 час (2 кредита)

украинский

Условия

Условия:

Другие требования (в случае необходимости)

Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line.

Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету.

Зачетные единицы
(1 ед.=30 ч)

Общее количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная работа (ч)

 

32

24

8

Актуальность для ЭкоБРУ**

 

Общее экологическое образование: Состояние экосистем в техногенной среде, выбросы вредных веществ транспортной деятельности в воздух, воду, почву, отходы. Экологический мониторинг экосистем. Сохранение экосистем и их защита в условиях активизации транспортной деятельности.
Специальное профессионально-научное образование: Экологический мониторинг транспортных систем. Защита окружающей среды при работе городского транспорта. Сохранение природных ресурсов при дорожном строительстве. Использование современных IT-технологий для оценки влияния транспортной системы на окружающую среду.
Конкретная связь с профессиональной деятельностью: Анализ состояния окружающей среды на основе результатов мониторинга объектов разного уровня. Принятие решений, позволяющих снизить антропогенное влияние транспортной деятельности на окружающую среду. Оценка инградиентного и параметрического загрязнения окружающей среды транспортными потока отдельных участков дорог в г.Киеве.

 

 

Цели всего курса

Получить специальные знания о современном состоянии окружающей среды с учетом все возрастающего антропогенного воздействия на нее объектами дорожно-транспортного комплекса. Формировать систему знаний о состоянии окружающей среды, причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния, допустимости изменений и нагрузок на среду в целом. Продуцировать способности продуктивного владения современными компьютерными информационными технологиями, необходимые и достаточные для осуществления профессиональной деятельности.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Определять цели и задачи экологического мониторинга

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Знание состояния окружающей среды с учетом повышения антропогенного воздействия

Классифицировать методы и средства проведения экологического мониторинга с использованием современных информационных технологий

Методико-дидактические компетенции

Применять современные информационный технологии оценивания состояния окружающей среды

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Уметь анализировать методы и способы экологического мониторинга

Уметь структурировать объекты наблюдения и оценивания для комплексного принятия решений

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Приобрести навыки проведения и анализа экологического мониторинга

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Ситуационный анализ
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление глоссария;
Разработка программ проведения экологического мониторинга
Научно-исследовательский проект.

Создание собственных сценариев определения влияния объектов дорожно-транспортной системы

Выработать устойчивую ориентацию и готовность использования математического и компьютерного аппарата для экологического мониторинга транспортных систем

Цель раздела курса 1
Мониторинг как система наблюдений, оценки и прогноза за состоянием окружающей среды

Формирование основных понятий, ознакомление с экологическим мониторингом. Анализ современных средств и методов наблюдений, оценки и прогноза за состоянием окружающей среды.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Структурировать объекты мониторинга дорожно-транспортного комплекса

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Систематизировать знания о средствах и методах наблюдений

Знать основные понятия экологического мониторинга дорожно-транспортной системы

Методико-дидактические компетенции

Проектировать процессы загрязнения окружающей среды объектами мониторинга

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Формировать предметно-специальные компетенции для подбора адаптивных методов и методик наблюдения за состоянием окружающей среды с учетом влияния объектов транспортной инфорструктуры

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Разрабатывать собственные средства и технологии экологического мониторинга на основе современных средств диагностики и энергосберегающих технологий

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Групповая технология
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Системный анализ ситуационных задач;
Решение задач экологического мониторинга отдельных структурных элементов транспортной инфраструктуры

Формирование системного, интегрированного подхода к организации проведения экологического мониторинга

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Цели и задачи мониторинга. Классификация экологического мониторинга

1

-

 

Направления экологического мониторинга.

1

-

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Цель раздела курса 2
Особенности организации мониторинга транспортных систем

Изучение основных организации мониторинга транспортных систем

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Идентифицировать факторы загрязнения окружающей среды объектами мониторинга

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Различать элементы организации экологического мониторинга составляющих транспортных систем

Знать факторы влияния дорожно-транспортных систем на состояние окружающей среды

Методико-дидактические компетенции

Перераспределять влияние объектов мониторинга на окружающую среду для улучшения экологического состояния

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Систематизировать объекты дорожно-транспортных систем

Уметь анализировать методы мониторинга транспортных систем

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Конструировать базы данных и знаний для анализа влияния объектов транспортных систем

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составления программ повышения энергоэффективности;
Разработка алгоритмов проведения экологического мониторинга;
Научно-практический проект.

Создавать собственные программы повышения энергоэффективных технологий на основе анализа влияния элементов транспортной инфраструктуры на состояние окружающей среды и здоровье населения

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Иерархия объектов мониторинга транспортных систем.

1

 

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Методы инвентаризации загрязняющих веществ объектами мониторинга.

2

2

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Мониторинг одиночных транспортных средств и  транспортных потоков, мониторинг предприятий и проектов, комплексный мониторинг регионов и страны.

3

2

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Цель раздела курса 3
Информационные системы и технологии мониторинга загрязнения окружающей среды объектами транспортно-дорожного комплекса

Характеризовать информационные системы и технологии мониторинга загрязнения окружающей среды объектами транспортно-дорожного комплекса

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Давать оценку влияния объектов мониторинга с помощью информационных систем и технологий

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Мозговой штурм
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Понимание технологий экологического мониторинга элементов транспортных систем

Формирование универсальных знаний использования современных технологий экологического мониторинга

Методико-дидактические компетенции

Прогнозировать состояние окружающей среды с использованием современных информационных систем и технологий

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление глоссария;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Использование современных методов статистики для анализа результатов мониторинга

Применять компьютерные программы и комплексы проведения экологического мониторинга отдельных структурных объектов транспортной инфраструктуры

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Создавать картосхемы загрязнения с использованием современных компьютерных систем и технологий

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Круглый стол
Вебинар
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление карто-схем загрязнения;
Решение ситуационных задач.
Бизнес-проект

Разработка решений по повышению уровня экологической безопасности на основе результатов мониторинга

Составление карто-схем загрязнений и разработка программ улучшения состояния окружающей среды

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Использование баз данных и знаний для анализа и принятия решений

2

 

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Энергосберегающие технологии как инструмент уменьшения выбросов в окружающую среду

2

 

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Геоинформационное обеспечение систем мониторинга. Компьютерные системы оценивания влияния объектов транспортных систем на окружающую среду

2

2

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Современные технологии и системы формирования визуальной оценки уровня загрязнения.

2

2

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Формы контроля и оценки знаний

Форма контроля

Процентное соотношение

Сроки проведения

Критерии оценки

Письменный опрос / защита практических работ

20/20

В конце темы

Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами

Промежуточное тестирование

40

В конце раздела

Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами

Итоговое тестирование

20

В конце курса

Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера

Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену)

Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%.

Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса (сертификат?)

Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации

Организационные указания

Место проведения: Национальный транспортный университет
Рекомендуемое количество участников: до 20

Литература и учебные материалы

Автор

Год издания

Название

Кол-во страниц

Место издания, изда-тельство или интернет-ссылка

Основная литература

Боголюбов В. М., Клименко М. О., Мокін В. Б. та ін.] ; під ред. В. М. Боголюбова.

2010

Моніторинг довкілля : підручник

232 с.

Вінниця : ВНТУ

Крайнюков О. М.

2009

Моніторинг довкілля : підручник

176 с.

Харків : ХНУ ім. В. Н. Каразіна

Ю.Ф. Гутаревич, Д.В. Зеркалов, А.Г. Говорун, А.О. Корпач, Л.П. Мержиєвська

2008

Екологія та автомобільний транспорт: Навчальний посібник

296 с.

2-ге вид., переробл. та доповн. – К. : Арістей

Дополнительная литература

В. І. Лаврик, В. М. Боголюбов, Л. М. Полетаєва, С. М. Юрасов, В. Г. Ільїна ; під. ред. В. І. Лаврика

2010

Моделювання і прогнозування стану довкілля: підручник

400 с.

К. : ВЦ Aкадемія

М.М. Болбас, Е.Л. Савич др. 

2004

Транспорт и окружающая среда

262 с.

Мн.: УП «Технопринт»