Описание курса
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ
Название курса |
Экологический мониторинг транспортных систем |
Название раздела курса (в случае необходимости) |
|
Ожидаемая квалификация преподавателя |
Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ экологии, техноэкологии, основ математики, информатики, экономики природопользования, экологического права, нормирования. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования. |
Преподаватель |
Учреждение образования |
Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф. Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., |
Национальный транспортный университет |
Определение дефицита |
|
|
Занимаемое место в системе повышения квалификации |
Уровень курса |
Тип курса |
Дает возможность осуществлять анализ состояния окружающей среды, определение степени влияния объектов на окружающую среду, приобретение практических навыков работы с современными компьютерными системами и технологиями мониторинга окружающей среды, получение новых знаний построения математических моделей и алгоритмов для решения задач мониторинга в экологической сфере. |
специальный |
дистанционный |
Целевая группа |
Продолжительность |
Язык(и) |
Преподаватели техникумов и колледжей (для транспортно-дорожной отрасли) |
32 час (2 кредита) |
украинский |
Условия |
|
Условия: |
Другие требования (в случае необходимости) |
Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line. |
Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету. |
Зачетные единицы |
Общее количество часов |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа (ч) |
|
|
32 |
24 |
8 |
|
Актуальность для ЭкоБРУ** |
|
|||
Общее экологическое образование: Состояние экосистем в техногенной среде, выбросы вредных веществ транспортной деятельности в воздух, воду, почву, отходы. Экологический мониторинг экосистем. Сохранение экосистем и их защита в условиях активизации транспортной деятельности. |
|
Цели всего курса |
|||
Получить специальные знания о современном состоянии окружающей среды с учетом все возрастающего антропогенного воздействия на нее объектами дорожно-транспортного комплекса. Формировать систему знаний о состоянии окружающей среды, причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния, допустимости изменений и нагрузок на среду в целом. Продуцировать способности продуктивного владения современными компьютерными информационными технологиями, необходимые и достаточные для осуществления профессиональной деятельности. |
|||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
Специальные знания |
Определять цели и задачи экологического мониторинга |
Лекции |
Тестовые задания; |
Знание состояния окружающей среды с учетом повышения антропогенного воздействия |
|||
Классифицировать методы и средства проведения экологического мониторинга с использованием современных информационных технологий |
|||
Методико-дидактические компетенции |
Применять современные информационный технологии оценивания состояния окружающей среды |
Лекции |
Тестовые задания; |
Уметь анализировать методы и способы экологического мониторинга |
|||
Уметь структурировать объекты наблюдения и оценивания для комплексного принятия решений |
|||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Приобрести навыки проведения и анализа экологического мониторинга |
Лекции |
Тестовые задания; |
Создание собственных сценариев определения влияния объектов дорожно-транспортной системы |
|||
Выработать устойчивую ориентацию и готовность использования математического и компьютерного аппарата для экологического мониторинга транспортных систем |
Цель раздела курса 1 |
||||||
Формирование основных понятий, ознакомление с экологическим мониторингом. Анализ современных средств и методов наблюдений, оценки и прогноза за состоянием окружающей среды. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Структурировать объекты мониторинга дорожно-транспортного комплекса |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Систематизировать знания о средствах и методах наблюдений |
||||||
Знать основные понятия экологического мониторинга дорожно-транспортной системы |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Проектировать процессы загрязнения окружающей среды объектами мониторинга |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Формировать предметно-специальные компетенции для подбора адаптивных методов и методик наблюдения за состоянием окружающей среды с учетом влияния объектов транспортной инфорструктуры |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Разрабатывать собственные средства и технологии экологического мониторинга на основе современных средств диагностики и энергосберегающих технологий |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Формирование системного, интегрированного подхода к организации проведения экологического мониторинга |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Цели и задачи мониторинга. Классификация экологического мониторинга |
1 |
- |
|
|||
Направления экологического мониторинга. |
1 |
- |
1 |
Цель раздела курса 2 |
||||||
Изучение основных организации мониторинга транспортных систем |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Идентифицировать факторы загрязнения окружающей среды объектами мониторинга |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Различать элементы организации экологического мониторинга составляющих транспортных систем |
||||||
Знать факторы влияния дорожно-транспортных систем на состояние окружающей среды |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Перераспределять влияние объектов мониторинга на окружающую среду для улучшения экологического состояния |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Систематизировать объекты дорожно-транспортных систем |
||||||
Уметь анализировать методы мониторинга транспортных систем |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Конструировать базы данных и знаний для анализа влияния объектов транспортных систем |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Создавать собственные программы повышения энергоэффективных технологий на основе анализа влияния элементов транспортной инфраструктуры на состояние окружающей среды и здоровье населения |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Иерархия объектов мониторинга транспортных систем. |
1 |
|
1 |
|||
Методы инвентаризации загрязняющих веществ объектами мониторинга. |
2 |
2 |
1 |
|||
Мониторинг одиночных транспортных средств и транспортных потоков, мониторинг предприятий и проектов, комплексный мониторинг регионов и страны. |
3 |
2 |
1 |
Цель раздела курса 3 |
||||||
Характеризовать информационные системы и технологии мониторинга загрязнения окружающей среды объектами транспортно-дорожного комплекса |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Давать оценку влияния объектов мониторинга с помощью информационных систем и технологий |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Понимание технологий экологического мониторинга элементов транспортных систем |
||||||
Формирование универсальных знаний использования современных технологий экологического мониторинга |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Прогнозировать состояние окружающей среды с использованием современных информационных систем и технологий |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Использование современных методов статистики для анализа результатов мониторинга |
||||||
Применять компьютерные программы и комплексы проведения экологического мониторинга отдельных структурных объектов транспортной инфраструктуры |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Создавать картосхемы загрязнения с использованием современных компьютерных систем и технологий |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Разработка решений по повышению уровня экологической безопасности на основе результатов мониторинга |
||||||
Составление карто-схем загрязнений и разработка программ улучшения состояния окружающей среды |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Использование баз данных и знаний для анализа и принятия решений |
2 |
|
1 |
|||
Энергосберегающие технологии как инструмент уменьшения выбросов в окружающую среду |
2 |
|
1 |
|||
Геоинформационное обеспечение систем мониторинга. Компьютерные системы оценивания влияния объектов транспортных систем на окружающую среду |
2 |
2 |
1 |
|||
Современные технологии и системы формирования визуальной оценки уровня загрязнения. |
2 |
2 |
1 |
Формы контроля и оценки знаний |
|||
Форма контроля |
Процентное соотношение |
Сроки проведения |
Критерии оценки |
Письменный опрос / защита практических работ |
20/20 |
В конце темы |
Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами |
Промежуточное тестирование |
40 |
В конце раздела |
Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами |
Итоговое тестирование |
20 |
В конце курса |
Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера |
Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену) |
Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%. |
Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса (сертификат?) |
Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации |
Организационные указания |
Место проведения: Национальный транспортный университет |
Литература и учебные материалы |
||||
Автор |
Год издания |
Название |
Кол-во страниц |
Место издания, изда-тельство или интернет-ссылка |
Основная литература |
||||
Боголюбов В. М., Клименко М. О., Мокін В. Б. та ін.] ; під ред. В. М. Боголюбова. |
2010 |
Моніторинг довкілля : підручник |
232 с. |
Вінниця : ВНТУ |
Крайнюков О. М. |
2009 |
Моніторинг довкілля : підручник |
176 с. |
Харків : ХНУ ім. В. Н. Каразіна |
Ю.Ф. Гутаревич, Д.В. Зеркалов, А.Г. Говорун, А.О. Корпач, Л.П. Мержиєвська |
2008 |
Екологія та автомобільний транспорт: Навчальний посібник |
296 с. |
2-ге вид., переробл. та доповн. – К. : Арістей |
Дополнительная литература |
||||
В. І. Лаврик, В. М. Боголюбов, Л. М. Полетаєва, С. М. Юрасов, В. Г. Ільїна ; під. ред. В. І. Лаврика |
2010 |
Моделювання і прогнозування стану довкілля: підручник |
400 с. |
К. : ВЦ Aкадемія |
М.М. Болбас, Е.Л. Савич др. |
2004 |
Транспорт и окружающая среда |
262 с. |
Мн.: УП «Технопринт» |