Описание курса
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ
Название курса |
Эколого-экономические аспекты развития транспортно-дорожного комплекса |
Название раздела курса (в случае необходимости) |
|
Ожидаемая квалификация преподавателя |
Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ экологии, техноэкологии, знания основ физики, химии, геологии, экологического права, экономики природопользования, особенностей транспортной деятельности и дорожного строительства. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования. |
Преподаватель |
Учреждение образования |
Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф. Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., |
Национальный транспортный университет |
Определение дефицита |
|
Систематизация знаний и умений, определяющие эколого-экономические аспекты развития транспортно-дорожного комплекса. Формирование у преподавателей техникумов и колледжей углубленного знания тенденций развития дорожно-транспортного комплекса с учетом энергосберегающих технологий. |
Занимаемое место в системе повышения квалификации |
Уровень курса |
Тип курса |
Дает возможность изучить состояние транспортно-дорожной отрасли, ее влияние на окружающую среду, определить экономически эффективные и экологически целесообразные пути снижения влияния транспортно-дорожной деятельности на окружающую среду. |
Специальный |
дистанционный |
Целевая группа |
Продолжительность |
Язык(и) |
Преподаватели техникумов и колледжей (для транспортно-дорожной отрасли) |
32 час (2 кредита) |
украинский |
Условия |
|
Условия: |
Другие требования (в случае необходимости) |
Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line. |
Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету. |
Зачетные единицы |
Общее количество часов |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа (ч) |
|
32 |
24 |
8 |
Актуальность для ЭкоБРУ** |
Общее экологическое образование: Экосистемы в техногенной среде, изменение качества окружающей среды при развитии транспортной и дорожно-строительной отраслях. |
Цели всего курса |
|||
Сравнивать особенности функционирования разных объектов транспортно-дорожного комплекса и их влияния на окружающую среду. Давать оценку уровню воздействия вредных веществ на окружающую среду в зависимости от характеристик объектов транспортных систем. |
|||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
Специальные знания |
Понимание экологической безопасности как основного компонента системных экологических знаний |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Выделять ключевые факторы влияния объектов транспортно-дорожного комплекса |
|||
Знать методы обеспечения экологической безопасности объектов дорожно-транспортного комплекса и здоровья населения |
|||
Методико-дидактические компетенции |
Уметь объяснять особенности влияния объектов дорожно-транспортного комплекса на состояние окружающей среды |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Применять инновационные подходы повышения уровня экологической безопасности учитывая особенности развития дорожно-транспортного комплекса |
|||
Формировать принципы оценивания воздействия вредных веществ на окружающую среду в зависимости от характеристик объектов транспортных систем |
|||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Представлять значимость эколого-экономических аспектов развития транспортно-дорожного комплекса |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Разработка собственных программ эколого-экономической оценки влияния транспортной инфраструктуры на окружающую среду |
|||
Приобрести навыки оценивания экономического эффекта внедрения энергоэффективных технологий |
Цель раздела курса 1 |
||||||
Изучение особенностей развития современного транспорта. Определение его влияния на окружающую среду |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Классифицировать объекты транспортно-дорожного комплекса и их влияние на окружающую среду |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Обновить знания о техногенных источниках загрязнения окружающей среды |
||||||
Понимание особенностей влияния современного транспорта на экологическую безопасность |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Приводить в систему факторы воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Классифицировать современный транспорт по величине негативного воздействия на окружающую среду |
||||||
Уметь анализировать виды ущерба от использования и эксплуатации объектов транспортно-дорожного комплекса |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Представлять связи между теоретическими положениями в области экологии, транспорта и экономики города для формирования аналитической оценки влияния объектов транспортной системы на окружающую среду |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Приобрести навыки оценки ущерба окружающей среды от использования объектов транспортно-дорожного комплекса |
||||||
Разработка собственных сценариев повышения экологической безопасности объектов транспортно-дорожного комплекса |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Основные аспекты развития транспорта. |
1 |
|
|
|||
Характеристика функционирования транспортно-дорожного комплекса. |
1 |
|
1 |
|||
Общая характеристика воздействий транспорта на экосистемы. |
1 |
1 |
1 |
|||
Специфика влияния видов транспорта на окружающую среду. |
1 |
1 |
1 |
Цель раздела курса 2 |
||||||
Определение эколого-экономических аспектов функционирования городских транспортных систем. Формирование принципов устойчивой городской транспортной инфраструктуры. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Знать современные подходы и практики городского транспортного планирования и управления транспортными системами |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Систематизировать знания принципов функционирования городских транспортных систем |
||||||
Понимать принципы устойчивой городской транспортной инфраструктуры |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Знать современные подходы и практики городского транспортного планирования и управления транспортными системами |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Применять научно-обоснованные подходы исследования устойчивой городской транспортной инфраструктуры |
||||||
Уметь охарактеризовать принципы управления транспортом в условиях города для уменьшения их влияния на окружающую среду |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Проектировать и создавать инновационные транспортные комплексы на основе энергосберегающих технологий. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Создавать собственные рекомендации принципы управления городским транспортом для улучшения экологической обстановки |
||||||
Приобрести навыки формирования решений повышающий уровень экологической безопасности городских транспортных систем |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Структура городских транспортных систем, принципы их развития и функционирования. |
2 |
1 |
1 |
|||
Создание устойчивой городской транспортной инфраструктуры. |
2 |
2 |
1 |
|||
Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики. |
4 |
1 |
1 |
Цель раздела курса 3 |
||||||
Изучение эколого-экономических аспектов развития транспортных предприятий. Умение оценивать их экологическую опасносность. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Осуществлять анализ факторов и степени воздействия на окружающую среду объектов транспортной системы |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Освоение эколого-экономических аспектов развития транспортных предприятий |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Представлять способы и методы защиты окружающей среды от транспорта и транспортных предприятий |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Классифицировать эколого-экономические аспекты развития транспортных предприятий |
||||||
Уметь анализировать воздействие транспортных предприятий на окружающую среду |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Иметь представление о принципах работы современных интеллектуальных транспортных систем и информационных систем, использующихся в транспортной отрасли |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Применять современные компьютерные информационные технологии в своей профессиональной деятельности |
||||||
Использовать методы системного и статистического анализа для оценки достоверности данных и принятия решений |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Оценка экологической опасности выбросов вредных веществ от дорожно-транспортного комплекса. |
2 |
1 |
1 |
|||
Применение энергосберегающих и природоохранных технологий на транспорте как способ защиты окружающей среды и общества |
2 |
1 |
1 |
Формы контроля и оценки знаний |
|||
Форма контроля |
Процентное соотношение |
Сроки проведения |
Критерии оценки |
Письменный опрос / защита практических работ |
20/20 |
В конце темы |
Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами |
Промежуточное тестирование |
40 |
В конце раздела |
Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами |
Итоговое тестирование |
20 |
В конце курса |
Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера |
Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену) |
Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%. |
Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса (сертификат?) |
Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации |
Организационные указания |
Место проведения: Национальный транспортный университет |
Литература и учебные материалы |
||||
Автор |
Год издания |
Название |
Кол-во страниц |
Место издания, издательство или интернет-ссылка |
Основная литература |
||||
Ю.Ф. Гутаревич, Д.В. Зеркалов, А.Г. Говорун, А.О. Корпач, Л.П. Мержиєвська |
2008 |
Екологія та автомобільний транспорт: Навчальний посібник |
296 с. |
2-ге вид., переробл. та доповн. – К. : Арістей |
2-ге вид. за ред. Голікова А.П. |
2011 |
Регіональна економіка та природокористування. Навч. посіб. |
352 с. |
К. : Центр учбової літератури |
За заг. ред. Л.Г.Мельника |
2007 |
Основи екології. Екологічна економіка та управління природокористування: Підручник |
759 с. |
Суми : ВТД «Університетська книга» |
Дополнительная литература |
||||
Ю.С. Козлов, В.П. Меньшова, И.А. Святкин |
2000 |
Экологическая безопасность автомобильного транспорта: Уч. пособие. |
175 с. |
М.: Агар |
Б.М.Данилишин, М.А. Хвесик, В. А. Голян |
2010 |
Економіка природокористування: Підручник. |
465 с. |
К. : Кондор |
Ф.І. Абрамчук, Ю.Ф. Гутаревич, К.Є. Долганов, І.І. Тимченко |
2004 |
Автомобільні двигуни: Підручник |
476 с. |
К.: Арістей |