Описание курса "Управление проектами как метод решения локальных экологических проблем"
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ
Название курса |
Управление проектами как метод решения локальных экологических проблем |
Название раздела курса (в случае необходимости) |
|
Ожидаемая квалификация преподавателя |
Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ проектного менеджмента, экологии, экономики, экологического права, особенностей управления командой. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования. |
Преподаватель |
Учреждение образования |
Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф. Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., |
Национальный транспортный университет |
Определение дефицита |
|
|
Занимаемое место в системе повышения квалификации |
Уровень курса |
Тип курса |
Позволяет изучить эффективный инструмент для решения местных экологических проблем, формировать экологическое мышление, умение не только определять, но и решать локальную задачу, связанную с улучшением качества окружающей среды. |
специальный |
Дистанционный |
Целевая группа |
Продолжительность |
Язык(и) |
Учителя общеобразовательных школ |
32 час (2 кредита) |
Украинский |
Условия |
|
Условия: |
Другие требования (в случае необходимости) |
Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line. |
Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету. |
Зачетные единицы |
Общее количество часов |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа (ч) |
|
32 |
24 |
8 |
Актуальность для ЭкоБРУ** |
Общее экологическое образование: Экосистемы в техногенной среде, изменение качества окружающей среды, локальные экологические проблемы и их связь с глобальными изменениями в окружающей среде. |
Цели всего курса |
|||
Формирование у школьников культуры экологического мышления в соответствии с современным требованиям управления процессами изменений в общественной жизни и их влияние на окружающую среду, раскрытие эффективных способов и средств решения экологических проблем и охраны окружающей среды, формирование экологического мышления у школьников, которые могут оценить последствия изменений в окружающей среде и реализовать конкретный способ сохранения и защиты окружающей среды. |
|||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
Специальные знания |
Формирование у знаний теории управления проектами. |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Предоставление навыков разработки элементов экологического проекта. |
|||
Методико-дидактические компетенции |
Освоение метода проектов для решения экологических проблем |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Осознание слушателями целостности действий субъекта, который разрабатывает и реализует экологический проект |
|||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Содействие сознательному и компетентному внедрению проектного менеджмента в практическую деятельность по охране окружающей среды. |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Формирование основ дальнейшего самостоятельного совершенствования квалификации экологов-практиков, необходимой для обоснования принятия управленческих решений в сфере управления изменениями. |
Цель раздела курса 1 |
||||||
Изучение инструментов проектного менеджмента для решения локальных экологических проблем. Получение специальных знаний управления проектами для решения локальных экологических проблем, позволяющих на основе анализа экологических состояния окружающей среды в локальном окружении, инициировать проект для ее решения. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Определить локальную экологическую проблему. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Выбрать проектную идею для решения локальной экологической проблемы. |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Разработать документацию экологического проекта – проектное предложение, перечень работ экологического проекта (WBS структура); организационную структуру проекта (OBS структура) и матрицу ответственности (RAM матрица). |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Формирование навыков разработки документации экологического проекта |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Развивать навыки межличностного общения, вырабатывать умение работать в команде, разрешать конфликты и ориентироваться в социальных ситуациях. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Экологические проекты и их особенности, жизненный цикл экологического проекта |
1 |
- |
|
|||
Выбор экологической проблемы для инициации проекта |
1 |
- |
1 |
|||
Описание окружения экологического проекта STEP и SWOT – анализ |
1 |
1 |
1 |
|||
Определение цели и задач проекта |
1 |
1 |
|
Цель раздела 2 курса |
||||||
Получение навыков постановки проектной цели на основе определения локальной экологической проблемы и анализа альтернативных способов ее решения. Получить практические навыки разработки документации экологического проекта. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Провести анализ предпосылок инициации проекта (STEP и SWOT – анализ),описать окружение экологического проекта. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Систематизировать знания определения целей экологического проекта |
||||||
Понимать этапы планирования и разработки экологического проекта |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Планировать ресурсы и стоимость проекта. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Определять проектные риски и разработать карту управления рисками экологического проекта. |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Формировать умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения при реализации экологического проекта. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Приобретения навыков планирования и разработки собственных экологических проектов |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Иерархическая структура и перечень работ экологического проекта (WBS структура). Организационная структура проекта (OBS структура)и матрица ответственности (RAM матрица) |
1 |
|
1 |
|||
Бюджетирование проекта: планирование ресурсов и стоимости проекта |
1 |
1 |
1 |
|||
Определение проектных рисков и разработка карты управления рисками экологического проекта |
1 |
|
1 |
|||
Экологический и экономический анализ проекта. |
1 |
1 |
1 |
Цель раздела 3 курса |
||||||
Формировать умения и навыки, необходимые для организации и управления командой экологического проекта, способной реализовать проектную идею. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Определить цели и задач проекта. |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Знать методы организации и управления командой экологического проекта |
||||||
Понимать роль команды в реализации экологического проекта |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Провести экономический и экологический анализ проекта |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Систематизировать методы организации и управления командой экологического проекта |
||||||
Уметь анализировать роль команды на различных этапах экологического проекта |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Реализовать экологический проект для решения проблемы увеличения количества отходов (проекты по раздельному сбору бытовых отходов, проекты информирования населения и др.) |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Формировать собственные принципы создания команды экологического проекта для его успешной реализации |
||||||
Разработка собственных инструкций реализации экологического проекта в школе для решения задач сохранения ресурсов и энергосбережения |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Особенности школьных экологических проектов (проекты повышения культуры обращения с отходами, популяризация раздельного сбора отходов, утилизации элементов питания, пластиковых отходов, проектов сохранения тепла в зданиях и др.) |
4 |
2 |
1 |
|||
Формирование команды проекта. Инициация, планирование, реализация и завершение школьного экологического проекта. |
4 |
2 |
1 |
Формы контроля и оценки знаний |
|||
Форма контроля |
Процентное соотношение |
Сроки проведения |
Критерии оценки |
Письменный опрос / защита практических работ |
20/20 |
В конце темы |
Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами |
Промежуточное тестирование |
40 |
В конце раздела |
Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами |
Итоговое тестирование |
20 |
В конце курса |
Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера |
Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену) |
Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%. |
Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса |
Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации |
Организационные указания |
Место проведения: Национальный транспортный университет |
Литература и учебные материалы |
||||
Автор |
Год издания |
Название |
Кол-во страниц |
Место издания, изда-тельство или интернет-ссылка |
Основная литература |
||||
|
2004 |
Руководство к Своду знаний по управлению проектами. (Руководство PMBOK) |
388 с. |
3-е изд. – Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA |
Митяй О.В. |
2008. |
Проектний аналіз: [Навч. посіб.] |
288 с. |
К. : ВД. "Професіонал |
В.О. Хрутьба, В.В.Морозов, Є.Д.Кузнецов, О.Б.Данченко та ін.. |
2013 |
Особливості управління екологічними проектами програмами // Управління проектами, програмами та проектно-орієнтованим бізнесом: Колективна монографія. Том 3 |
238 с. |
К.: ВНЗ "Університет економіки та права "КРОК", |
Дополнительная литература |
||||
|
|
ISO 21500:2012. Guidance on project management |
|
http://www.iso.org/ iso/home/store/catalogue_tc/ catalogue_detail.htm?csnumber=50003 |
В.О. Хрутьба |
2013 |
Основи управління проектами і програмами поводження з відходами в транспортно-дорожньому комплексі. Монографія |
192 c. |
К.: НТУ |