Описание курса "Управление проектами как метод решения локальных экологических проблем"
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ

Название курса

Управление проектами как метод решения локальных экологических проблем

Название раздела курса (в случае необходимости)

  1. Особенности проектов как эффективного метода решения экологических проблем
  2. Планирование и разработка экологического проекта
  3. Реализация экологического проекта в школе для решения задач сохранения ресурсов и энергоэффективности

 

Ожидаемая квалификация преподавателя

 Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ проектного менеджмента, экологии, экономики, экологического права, особенностей управления командой. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования.

Преподаватель

Учреждение образования

Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф.

Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., 
Вайганг А.А., Горидько Н.М.

Национальный транспортный университет

Определение дефицита

 

Занимаемое место в системе повышения квалификации

Уровень курса

Тип курса

Позволяет изучить эффективный инструмент для решения местных экологических проблем,  формировать экологическое мышление, умение не только определять, но и решать локальную задачу, связанную с улучшением качества окружающей среды.

специальный

Дистанционный

Целевая группа

Продолжительность

Язык(и)

Учителя общеобразовательных школ

32 час (2 кредита)

Украинский

Условия

Условия:

Другие требования (в случае необходимости)

Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line.

Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету.

Зачетные единицы
(1 ед.=30 ч)

Общее количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная работа (ч)

 

32

24

8

Актуальность для ЭкоБРУ**

Общее экологическое образование: Экосистемы в техногенной среде, изменение качества окружающей среды, локальные экологические проблемы и их связь с глобальными изменениями в окружающей среде. 
Специальное профессионально-научное образование: Определение локальной экологической проблемы, связанной с антропогенным влиянием на окружающую среду. Поиск эффективных путей снижения такого влияния, в том числе и повышением уровня общественного экологического сознания. Сохранение экосистем и их защита в условиях промышленного производства.
Конкретная связь с профессиональной деятельностью: Формирование у школьников понимания, что решение экологической проблемы требует современных управленческих знаний и умений, позволяет реализовывать принцип «думай глобально, действуй локально».

Цели всего курса

Формирование у школьников культуры экологического мышления в соответствии с  современным требованиям управления процессами изменений в общественной жизни и их влияние на окружающую среду, раскрытие эффективных способов и средств решения экологических проблем и охраны окружающей среды, формирование экологического мышления у школьников, которые могут оценить  последствия изменений в окружающей среде и реализовать конкретный способ  сохранения и защиты окружающей среды.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Формирование у знаний теории управления проектами.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовый контроль, письменный опрос

Предоставление навыков разработки элементов экологического проекта.

Методико-дидактические компетенции

Освоение метода проектов для решения экологических проблем

Лекции
Практические занятия в виде реализации учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовый контроль, письменный опрос

Осознание слушателями целостности действий субъекта, который разрабатывает и реализует экологический проект

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Содействие сознательному и компетентному внедрению проектного менеджмента в практическую деятельность по охране окружающей среды.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовый контроль, письменный опрос
Представление выбранного метода
Бизнес-проект

Формирование основ дальнейшего самостоятельного совершенствования квалификации экологов-практиков, необходимой для обоснования принятия управленческих решений в сфере управления изменениями.

 

Цель раздела курса 1
Особенности проектов как эффективного метода решения экологических проблем

Изучение инструментов проектного менеджмента для решения локальных экологических проблем. Получение специальных знаний управления проектами для решения локальных экологических проблем, позволяющих на основе анализа экологических состояния окружающей среды в локальном окружении, инициировать проект для ее решения.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Определить локальную экологическую проблему.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Опорный конспект;
Решение задач.

Выбрать проектную идею для решения локальной экологической проблемы.

Методико-дидактические компетенции

Разработать документацию экологического проекта – проектное предложение, перечень работ экологического проекта (WBS структура); организационную структуру проекта (OBS структура) и матрицу ответственности (RAM матрица).

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Формирование навыков разработки документации экологического проекта

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Развивать навыки межличностного общения, вырабатывать умение работать в команде, разрешать конфликты и ориентироваться в социальных ситуациях.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Дискуссия
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Глоссарий;
Решение задач.

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Экологические проекты и их особенности, жизненный цикл экологического проекта

1

-

 

Выбор экологической проблемы для инициации проекта

1

-

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Описание окружения экологического проекта STEP и SWOT – анализ

1

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Определение цели и задач проекта

1

1

 

Цель раздела 2 курса
Планирование и разработка экологического проекта

Получение навыков постановки проектной цели на основе определения локальной экологической проблемы и анализа альтернативных способов ее решения. Получить практические навыки разработки документации экологического проекта.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Провести анализ предпосылок инициации проекта (STEP и SWOT – анализ),описать окружение экологического проекта.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Систематизировать знания определения целей экологического проекта

Понимать этапы планирования и разработки экологического проекта

Методико-дидактические компетенции

 Планировать ресурсы и стоимость проекта.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Определять проектные риски и разработать карту управления рисками экологического проекта.

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Формировать умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения при реализации экологического проекта.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Приобретения навыков планирования и разработки собственных экологических проектов

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Иерархическая структура и перечень работ экологического проекта (WBS структура). Организационная структура проекта (OBS структура)и матрица ответственности (RAM матрица)

1

 

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Бюджетирование проекта: планирование ресурсов и стоимости проекта

1

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Определение проектных рисков и разработка карты управления рисками экологического проекта

1

 

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Экологический и экономический анализ проекта.

1

1

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Цель раздела 3 курса
Реализация экологического проекта в школе для решения задач сохранения ресурсов и энергоэффективности

Формировать умения и навыки, необходимые для организации и управления командой экологического проекта, способной реализовать проектную идею.

 

Учебные цели курса

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Специальные знания

Определить цели и задач проекта.

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Знать методы организации и управления командой экологического проекта

Понимать роль команды в реализации экологического проекта

Методико-дидактические компетенции

Провести экономический и экологический анализ проекта

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Составление схем;
Заполнение таблиц;
Решение задач.

Систематизировать методы организации и управления командой экологического проекта

Уметь анализировать роль команды на различных этапах экологического проекта

Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции

Реализовать экологический проект для решения проблемы увеличения количества отходов (проекты по раздельному сбору бытовых отходов, проекты информирования населения и др.)

Лекции
Практические занятия в виде учебных кейсов
Групповая технология
Самостоятельная работа слушателей

Тестовые задания;
Эссе;
Научно-исследовательский проект
Бизнес-проект;
Решение ситуационных задач.

Формировать собственные принципы создания команды экологического проекта для его успешной реализации

Разработка собственных инструкций реализации экологического проекта в школе для решения задач сохранения ресурсов и энергосбережения

 

Темы / Содержание

Аудиторная работа

Количество часов и задания для самостоятельной работы

лекции

Практические работы

Особенности школьных экологических проектов (проекты повышения культуры обращения с отходами, популяризация раздельного сбора отходов, утилизации элементов питания, пластиковых отходов, проектов сохранения тепла в зданиях и др.)

4

2

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Формирование команды проекта. Инициация, планирование, реализация и завершение школьного экологического проекта.

4

2

1
Работа с печатными и электронными изданиями
Заполнение схем, таблиц

Формы контроля и оценки знаний

Форма контроля

Процентное соотношение

Сроки проведения

Критерии оценки

Письменный опрос / защита практических работ

20/20

В конце темы

Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами

Промежуточное тестирование

40

В конце раздела

Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами

Итоговое тестирование

20

В конце курса

Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера

Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену)

Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%.

Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса

Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации

Организационные указания

Место проведения: Национальный транспортный университет
Рекомендуемое количество участников:  до 20 

Литература и учебные материалы

Автор

Год издания

Название

Кол-во страниц

Место издания, изда-тельство или интернет-ссылка

Основная литература

 

2004

Руководство к Своду знаний по управлению проектами. (Руководство PMBOK)

388 с.

3-е изд. – Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA

Митяй О.В.

2008.

Проектний аналіз: [Навч. посіб.]

288 с.

К. : ВД. "Професіонал

В.О. Хрутьба,  В.В.Морозов, Є.Д.Кузнецов, О.Б.Данченко та ін..

2013

Особливості управління екологічними проектами програмами // Управління проектами, програмами та проектно-орієнтованим бізнесом: Колективна монографія. Том 3

238 с.

К.: ВНЗ "Університет економіки та права "КРОК",

Дополнительная литература

 

 

ISO 21500:2012. Guidance on project management

 

http://www.iso.org/ iso/home/store/catalogue_tc/ catalogue_detail.htm?csnumber=50003

В.О. Хрутьба

2013

Основи управління проектами і програмами поводження з відходами в транспортно-дорожньому комплексі. Монографія

192 c.

К.: НТУ