Описание курса "Экологические проблемы современности и пути их решения"
ТЕМПУС проект ЭкоБРУ
Название курса |
Экологические проблемы современности и пути их решения |
Название раздела курса (в случае необходимости) |
|
Ожидаемая квалификация преподавателя |
Опыт преподавательской работы не менее 5 лет. Знания основ экологии, техноэкологии, знания основ физики, химии, геологии, экологического права, экономики природопользования, особенностей транспортной деятельности и дорожного строительства. Умение работать со слушателями разной возрастной категории и в форме дистанционного образования. |
Преподаватель |
Учреждение образования |
Руководитель курса: Дмитриченко Н.Ф. Другие члены команды: Дмитриев Н.Н., Матейчик В.П., Андрусенко С.И., Рутковская И.А., Хрутьба В.А., Вайганг А.А., Горидько Н.М. |
Национальный транспортный университет |
Определение дефицита |
|
|
Занимаемое место в системе повышения квалификации |
Уровень курса |
Тип курса |
Дает возможность более глубоко изучить экологические проблемы современности, формировать понимание путей снижения техногенного влияния для сохранения качества окружающей среды |
специальный |
дистанционный |
Целевая группа |
Продолжительность |
Язык(и) |
Учителя общеобразовательных школ |
32 час (2 кредита) |
украинский |
Условия |
|
Условия: |
Другие требования (в случае необходимости) |
Знание основ дисциплин естественнонаучного цикла. Постоянный доступ к высокоскоростному Интернету. Наличие платформы для обучения on-line. |
Наличие у обучаемых ПК постоянного доступа к высокоскоростному Интернету. |
Зачетные единицы |
Общее количество часов |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа (ч) |
|
32 |
24 |
8 |
Актуальность для ЭкоБРУ** |
Общее экологическое образование: Экосистемы в техногенной среде, изменение качества окружающей среды при развитии отдельных видов хозяйственной деятельности. |
Цели всего курса |
|||
Получение специальных знаний способствующих распознавать взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. С учетом методико-дидактических компетенций осуществлять диагностирование проблем охраны природы и разработку практических рекомендаций по охране природы по обеспечению устойчивого развития. Осмысление и оценка предполагаемых наукой основных путей решения глобальных процессов как всемирно-исторической ответственности человечества. |
|||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
Специальные знания |
Обновить знания о рациональном использовании природных ресурсов и экологическом равновесии окружающей среды |
Лекции |
Тестовый контроль |
Понимание экологических проблем охраны природы и |
|||
Формирование взаимосвязей рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды |
|||
Методико-дидактические компетенции |
Уметь объяснять особенности возникновения экологических проблем |
Лекции |
Тестовый контроль |
Иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение окружающей среды |
|||
Уметь диагностировать экологические проблемы и разрабатывать пути их решения |
|||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Обозначать основные задачи и подходы к оценке воздействия деятельности человека на окружающую среду |
Лекции |
Тестовый контроль, письменный опрос |
Приобрести навыки определения и решения экологических проблем |
|||
Разработка собственных практических рекомендаций по охране природы по обеспечению устойчивого развития |
Цель раздела курса 1 |
||||||
Определение глобальных социально-экологических проблем современности и их влияния на окружающую среду |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Распределять экологические проблемы современности по категориям |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Понимать уровень воздействия деятельности человека на окружающую среду |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Генерировать способность к аналитической обработке и интерпретации информации из разных источников о глобальных социально-экологических и эколого-экономических проблемах |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Систематизировать основные причины нарушения экологического баланса |
||||||
Уметь охарактеризовать принципы обеспечения охраны окружающей среды для устойчивого развития общества |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Структурировать последствия современных глобальных социально-экологических и эколого-экономических проблем |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Выработать устойчивую ориентацию и готовность в своей практической деятельности руководствоваться принципами и нормами экологической безопасности |
||||||
Разработка программ и сценариев обеспечивающих устойчивое развитие общества и влияющих на уровень энергосбережения |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Характеристика проблемы увеличения численности населения на Земле, влияние парникового эффекта, озоновых дыр, кислотных дождей, увеличение количества отходов, уровня шумового загрязнения. |
2 |
1 |
1 |
|||
Международные договора, директивы, конвенции (Киотский протокол, Монреальский протокол, Базельская конвенция и др.) по регулированию глобальных экологических проблем. |
2 |
1 |
1 |
Цель раздела 2 курса |
||||||
Изучение современного состояния окружающей среды в Украине. Формирование путей и способов решения региональных экологических проблем в Украине. |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Объяснять особенности глобальных социально-экологических проблем и определять ключевые события, способствующие устойчивому развитию общества |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Понимать проблемы современного состояния окружающей среды в Украине |
||||||
Знать факторы образования региональных экологических проблем для их эффективного решения |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Систематизировать факторы влияния на окружающую среду и анализировать пути решения экологических проблем различного уровня |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Формировать пути и способы решения региональных экологических проблем в Украине |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Разрабатывать собственные концепции по улучшению состояния окружающей среды в процессе жизнедеятельности людей |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Развивать экологические компетенции для проведения экологической оценки региональных проблем |
||||||
Разрабатывать комплекс решений региональных экологических проблем использую современные информационные технологии |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Современное состояние окружающей среды в Украине и ее регионах |
2 |
|
1 |
|||
Уменьшение запасов полезных ископаемых, изменение структуры земельных ресурсов, загрязнение тяжелыми металлами, пестицидами и другими веществами, уменьшение запасов и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение воздуха и изменение его состава, сокращение разнообразия растительного и животного мира. |
2 |
1 |
1 |
|||
Пути и способы решения региональных экологических проблем в Украине. |
2 |
1 |
1 |
Цель раздела 3 курса |
||||||
Изучение проблем увеличения количества промышленных и бытовых отходов и последствий их влияния на окружающую среду |
||||||
|
Учебные цели курса |
Методы и формы организации учебного процесса |
Формы контроля и оценки |
|||
Специальные знания |
Демонстрировать знания методов и способов решения экологических проблем современности и использовать их для стабилизации экологического состояния окружающей среды |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Осознавать проблему промышленных и бытовых отходов и их последствий |
||||||
Использовать профессиональные компетенции при решении локальных экологических проблем |
||||||
Методико-дидактические компетенции |
Оценивать технологии и методы эффективного энергосбережения как инструмента обеспечения устойчивого развития |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Классифицировать причинно-следственные связи локальных экологических проблем |
||||||
Уметь оценивать проблему увеличения количества промышленных и бытовых отходов |
||||||
Междисциплинарные компетенции, социальные компетенции |
Применять знания, умения и навыки из разных дисциплин фундаментального блока в специальных дисциплинах, и далее в профессиональной области |
Лекции |
Тестовые задания; |
|||
Развивать экологические компетенции для решения локальных экологических проблем |
||||||
Разрабатывать собственные программы и алгоритмы решения локальных экологических проблем |
||||||
|
||||||
Темы / Содержание |
Аудиторная работа |
Количество часов и задания для самостоятельной работы |
||||
лекции |
Практические работы |
|||||
Проблема увеличения количества промышленных и бытовых отходов, последствия влияния отходов на окружающую среду. |
2 |
|
1 |
|||
Особенности организации обращения с промышленными и бытовыми отходами. |
2 |
1 |
1 |
|||
Нормативно-правовые, организационные, технические и финансовые методы решения проблемы; технологии использования отходов как источника альтернативной энергии и вторичных сырьевых ресурсов. |
2 |
1 |
1 |
Формы контроля и оценки знаний |
|||
Форма контроля |
Процентное соотношение |
Сроки проведения |
Критерии оценки |
Письменный опрос / защита практических работ |
20/20 |
В конце темы |
Осознанное, правильное, последовательное, самостоятельное воспроизведение фактического и теоретического учебного материала с обобщениями и выводами |
Промежуточное тестирование |
40 |
В конце раздела |
Владение программным учебным материалом, оперирование полученными знаниями в знакомой ситуации на практике; умение давать развернутое описание и объяснение объектов изучения, устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; применение основных алгоритмов для выполнения заданий; самостоятельное, полное выполнение и оформление заданий практических работ с выводами |
Итоговое тестирование |
20 |
В конце курса |
Оперирование изученным материалом, перенос полученных знаний и умений в частично измененную ситуацию при решении вопросов прикладного, творческого характера; объяснение явлений и закономерностей с использованием естественнонаучных и технических знаний; выполнение дополнительных заданий прикладного характера с элементами творческого характера |
Условия допуска к контролю и оценке знаний (экзамену) |
Допуском к экзамену является выполнение всех практических заданий (отработка учебных кейсов) и прохождение тестового контроля с количеством правильных ответов не меньше 70%. |
Тип документа, подтверждающий успешное посещение курса |
Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации |
Организационные указания |
Место проведения: Национальный транспортный университет |
Литература и учебные материалы |
||||
Автор |
Год издания |
Название |
Кол-во страниц |
Место издания, изда-тельство или интернет-ссылка |
Основная литература |
||||
В. Г. Бардов, В. І. Федоренко, Е. М. Білецька та ін.); за ред. В. Г. Бардова, В. І. Федоренко |
2013 |
Основи екології: підручник для студентів вищих навчальних закладів |
424 с. |
Вінниця: Нова Книга |
В.М. Шмандій, М.О. Клименко, Ю.С. Голік, А.М. Прищепа, В.С. Бахарєв, О.В. Харламова |
2013 |
Екологічна безпека. Підручник |
366 с. |
Херсон: Олді-плюс |
Н. В. Максименко, В. В. Задніпровський, Р. О. Квартенко |
2011 |
Організація управління в екологічній діяльності: [підручник для студентів екологічних спеціальностей вищих навчальних закладів] |
282 с. |
вид. 3-тє, перероб. і доп. – Х. : ХНУ імені В. Н. Каразіна |
Дополнительная литература |
||||
Д.П. Іванюк, І.В. Шульга |
2007 |
Управління природоохоронною діяльністю: Навч. посібник |
368 с. |
К. :Алерта |
В.О. Хрутьба, Л.Г. Горяна, Ю.С. Хрутьба |
2007 |
Екологічна освіта і виховання учнівської молоді в іграх та тренінгах |
111 с. |
К.: ПП "ППНС" |
Білявський, Р. С. Фурдуй, І. Ю. Костіков |
2005 |
Основи екології: Підручник |
408 с. |
408 с. |